|
Ракетный
подводный крейсер стратегического назначения «К-530» со вторым экипажем под
командованием капитана 1 ранга Бондарчука
Василия Максимовича на борту в начале августа 1988 года в составе
группы кораблей совершил в надводном положении океанский переход с полуострова Камчатка в
бухту Павловского Приморского края.
Несмотря на то,
что корабль к переходу готовили, после ввода ГЭУ обоих бортов он простоял у
пирса еще трое суток. Во-первых,
постоянно по той или иной причине падала защита, как - будто лодка не хотела покидать базу. Во-вторых,
было много протечек и парений по второму контуру и надо было их устранить или
свести к минимуму. В-третьих, нужно было наварить все той же питательной
воды, которой хватило бы на весь
переход.
|
Командир РПКСН «К-530» капитан 1 ранга Бондарчук В. М.
|
В состав группы
кораблей, кроме «К-530» входили: ПМ «Комсомолец Камчатки», ПЛА проекта 670 и
МБ «Толкач-2». Шли в кильватерном строю: ПМ, «К-530», ПЛ проекта 670, МБ.
Переход проходил
в непростых условиях. Стояла жаркая погода. Лодка, идущая в ремонт,
естественно, находилась не в лучшем
техническом состоянии. На правом борту были заглушены три парогенератора, на
левом – два. Ограничения по мощности. Холодильные машины в пароэжекторном
режиме не работали, только в режиме водяного охлаждения. А за бортом +24
градуса! Корпус раскалился, в отсеках стояла страшная духота. Отдыхать в
каютах 5-го отсека было невозможно.
Лодка проекта 670
шла на утилизацию и, естественно, находилась еще в более плачевном
техническом состоянии. На ней постоянно падала защита, ГЭУ на ней одна,
поэтому весь отряд стопорил ход и ждал ввода ГЭУ в строй.
Командир, как и в
любом походе, не покидал свой пост. Если под водой это ГКП лодки, то в
надводном положении - это мостик.
Когда позволяла обстановка, урывками спал тут же на мостике у
пеленгатора, постелив матрац на рыбины.
|
Внизу, на ГКП,
вахтенный командир бдительно предупреждал поднимающихся наверх для обсервации
вахтенных штурманов: «На командира не наступите»!
Как только вышли
в нейтральные воды, в небе сразу появились «Орионы», установившие над отрядом
постоянное дежурство. Когда подошли ближе к Японии, облет стала производить
пара их истребителей, а с левого борта
в 12-ти кабельтовых в сопровождение встали 2 японских сторожевика.
Командир, видя
столь пристальное внимание супостата, принял решение не ронять достоинства
флота и приказал заменить самодельный флаг ВМФ СССР на настоящий.
К нашему стыду,
так постоянно делается на всех кораблях действующего флота. Поскольку
настоящий шерстяной флаг на ветру быстро обтрепывается, а новые должны
выдаваться (но редко когда выдаются)
по нормам, придуманным «на Марсе», то при плавании в районах, где нет
интенсивного судоходства, вывешивается самодельный флаг, сделанный из
парусины, а то и вовсе из фанеры. На нем более или менее прилично рисуется
символика флага ВМФ, но зато вот он-то служит именно тот срок, который указан
в нормах снабжения!
В нашем случае,
поскольку шерстяного флага на борту не нашли, подняли парадный нейлоновый
флаг, который имеет гораздо большие размеры и смотрится несравненно лучше!
При появлении
упомянутых выше японских сторожевиков,
командир приказал перестроить походный ордер: ПМ «Комсомолец Камчатки»
стал прикрывать «К-530» с левого борта, а МБ «Толкач-2» - с правого. «К-530»
шла с ракетами и это все, что мог сделать кап. 1 ранга Бондарчук в данной
ситуации для повышения безопасности корабля.
Несмотря на все эти трудности, поход
завершился без происшествий. Ночью прибыли в бухту Павловского и где-то к
обеду «К-530» ошвартовалась к 3-му пирсу правым бортом.
По плану, на передачу корабля ремонтному
экипажу отводилось 2 недели. Однако прошел месяц, а никакого движения в плане
передачи не произошло. Лодка
по-прежнему стояла у пирса, экипаж развлекался, как мог. Как могут отдыхать моряки, оторванные от
дома, понятно всем. Тем более что
встретились со своим, теперь уже бывшим первым экипажем, который успел
немного обжиться в поселке Тихоокеанский. Старший помощник командира, Стенькин
Н.Е. всеми силами удерживал экипаж в рамках приличия: развод вахты,
ежедневные большие приборки, … но, сколько же все это может продолжаться!
Однажды, на настойчивые требования
командира, было принято решение: лодку передавать ремонтному экипажу вместе с
оружием прямо здесь, у пирса в бухте Павловского.
Появились командиры БЧ ремонтного экипажа.
Три дня экипаж травил вместе с ними анекдоты в курилке, а потом «бычки»
пропали. Оказалось, у ремонтного экипажа нет допуска на обслуживание корабля
с оружием.
|
Бухта Конюшкова.
|
«К-530» перешла в бухту Конюшкова для
выгрузки ракет. Выгружали месяц. Экипаж извелся, на консервы никто не мог смотреть, а другой
провизии на борту не было. Помощник командира начал частенько наведываться на
остров Путятин на рыбоконсервный завод, менять консервы и «шило» на свежую
рыбу и крабов.
Наконец, ракеты выгрузили, но
«добро» на переход не дали. Предложили загрузить макеты ракет и уже с ними
перейти в Большой Камень, а там макеты передать для проведения ходовых
испытаний на другую лодку. Командир понимая, что это займет еще недели две,
очевидно не выдержал. Прибыл на лодку и объявил
|
учебную тревогу для снятия со швартовых. Быстро
снялись и под дизелями 4-х узловой скоростью пошли в Большой Камень.
Поздно вечером, где-то на половине пути,
лодку догнал буксир с каким-то
должностным лицом и выразил «удивление» действиями командира, который
фактически самовольно, без разрешения
и оповещения каких-либо
оперативных служб увел атомный ракетоносец! «Должностное лицо» приказало повернуть
назад. Но командир свое решение не изменил, а «лицу» передал, что дизельное
топливо на исходе и на обратный путь его не хватит. Поступило предложение
взять лодку на буксир. Так «К-530» снова оказалась в бухте Павловского у того
же 3-го пирса, но уже левым бортом.
Командира вызвали в штаб (некоторые
утверждают, что в штаб ТОФ). Так ли это было или не так, что там произошло,
дополнить или поправить нас может
сам Василий Максимович, ныне
капитан 1 ранга запаса, если сочтет нужным. Вернулся он на лодку из штаба
через 2 дня.
|
Директор ФГУП ДВЗ
«Звезда» Долгов В.П.
|
А еще через 2 дня
корабль перешел из бухты Павловского в бухту Большой Камень на ФГУП
ДВЗ «Звезда», где был передан приморскому ремонтному экипажу кап.
1 ранга Сперанского А.Н.
Основной объем
работ по ремонту РПКСН на заводе был
произведен в стапельном цехе, эллинга № 1.
В ремонте, швартовых и ходовых
испытаниях корабля участвовали
специалисты всех основных цехов
и отделов под руководством старшего строителя - ответсдатчика Позднякова
|
Cтарший строитель – ответсдатчик
Поздняков В. А.
|
Владимира Александровича, сдаточного механика Кулыгина Николая Ивановича, начальника испытательной
партии Горбачева Леонида Владимировича. Руководил заводом в это время
директор Долгов Вениамин Павлович.
|
ФГУП
ДВЗ «Звезда». Эллинги № 1 (слева) и № 2 (справа) с прилегающими к ним
доккамерой и трансбардером с судоподъездом.
|
Осенью 1990 года экипаж РПКСН «К-530»
под командованием капитана 1 ранга Стенькина Н.Е. (бывший второй, а теперь -
первый и, на данный момент, единственный экипаж "К-530") прибыл для
приема отремонтированного корабля. Завод был заинтересован в сдаче заказа до нового года, спешил подписать акты. Идя навстречу ему, экипаж начал ходовые
испытания в конце декабря, однако весь объем работ до конца года выполнить
все же не успели (отделочные работы, покраска внутри и снаружи, постройка и
оборудование кают, комплектация и размещение ЗИП и т.п.). По просьбе корабелов, акт все подписали, как бы «в долг».
|
По этому акту
корабль передан ТОФ 29 декабря 1990г.
Председателем государственной комиссии по приемке РПКСН «К-530» в
состав флота был капитан 1 ранга Пухов.
Фактически корабль был готов в
мае 1991г. Отдав швартовы, на глазах у руководства завода и корабелов,
собравшихся на торжественный митинг, лодка
развернулась на выход из бухты и, как это принято на флоте, звуком тифона и
сирены поблагодарила всех, кто принимал участие в ее ремонте. А затем,
дав самый полный ход обеими турбинами
(180 об/мин), показала, что ремонт произведен качественно. Что и говорить,
зрелище это всегда восхищает не только рабочих завода, но и бывалых
подводников!
|
ФГУП
ДВЗ «Звезда»
|
В 1991 году РПКСН «К-530» в подводном
положении вернулся на Камчатку и был включен в состав 25-ой ДиПЛ[1].
По свидетельству
офицеров, принимавших корабль после ремонта и служившим на нем в дальнейшем,
«К-530» стал самым боеспособным кораблем соединения. Полностью укомплектованная всем необходимым, оснащенная многими
модернизированными системами и механизмами
с РПКСН проекта 667БДР, лодка
действительно «заново родилась» и принимала самое активное участие в боевой
подготовке соединения.
25 мая 1995г. она снова была выведена из
боевого состава 25-ой ДиПЛ и передана 26-ой ДиПЛ, где оставалась в боевом составе до 1999г.
|
Отдадим же должное всем, кто сделал если не
все возможное то, по крайней мере, очень многое чтобы в то нелегкое время наш
корабль достойно прослужил Отечеству последние свои годы и достойно ушел на покой!
Низкий поклон вам, корабелы завода «Звезда», экипаж кап. 1 ранга
Сперанского А.Н., воепреды и члены
государственной комиссии!
Низкий поклон подводникам экипажа,
что 7 месяцев принимали и испытывали лодку после ремонта и несли на
ней службу последующие годы! Спасибо, мужики! От всех нас, спасибо!
Мы выражаем свою особую благодарность начальнику отдела кадров ФГУП ДВЗ «Звезда» Л.А. Деменовой, которая
оказала нам неоценимую помощь в сборе информации по истории РПКСН «К-530»!
|
[1] В статье контр-адмирала Ю.В. Кириллова «2-ая
Краснознаменная флотилия атомных подводных лодок», опубликованной в журнале
«Тайфун» вып.48, весь период ремонта РПКСН «К-530», с 1988г. по 1991г.,
числится в составе 8-ой ДиПЛ 2 ФлПЛ ТОФ.
При этом заводской номер лодки указан 222 и командир капитан 1 ранга
Сахаров Н.П. Что это? Произошла ошибка
и «К-530» перепутали с «К-417» (ее
заводской номер 222)? Бала ли лодка
переведена на период ремонта в 8 ДиПЛ
2 ФлПЛ или в 26 ДиПЛ 4 ФлПЛ?
Командовал ли кораблем кап. 1
ранга Н.П. Сахаров?
Пока ясно одно: из состава 25 ДиПЛ «К-530» была исключена на период
ремонта и снова вошла в нее только в
ноябре 2001г. На это указывает и контр - адмирал Ю.В. Кириллов в своей статье и контр -
адмирал К.Г. Маклов в материалах,
посвященных 30-летию 25-ой ДиПЛ 2 ФлПЛ
(«Боевой путь соединения»). Хотя, похоже, оба они использовали один источник
информации - оба указывают командиром корабля в этот период С.Н. Беленова, но
ведь брал корабль из ремонта экипаж под командованием Н.Е. Стенькина!.
|
|
|
|
|
|
|