Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «К-530» со вторым экипажем под командованием капитана 1 ранга Бондарчука  Василия Максимовича на борту в начале августа 1988 года в составе группы кораблей совершил в надводном положении  океанский переход с полуострова Камчатка в бухту Павловского Приморского края.

   Несмотря на то, что корабль к переходу готовили, после ввода ГЭУ обоих бортов он простоял у пирса еще трое суток.  Во-первых, постоянно по той или иной причине падала защита, как - будто  лодка не хотела покидать базу. Во-вторых, было много протечек и парений по второму контуру и надо было их устранить или свести к минимуму. В-третьих, нужно было наварить все той же питательной воды, которой хватило бы на  весь переход.

Командир РПКСН «К-530» капитан 1 ранга    Бондарчук В. М.

   В состав группы кораблей, кроме «К-530» входили: ПМ «Комсомолец Камчатки», ПЛА проекта 670 и МБ «Толкач-2». Шли в кильватерном строю: ПМ, «К-530», ПЛ проекта 670, МБ.

   Переход проходил в непростых условиях. Стояла жаркая погода. Лодка, идущая в ремонт, естественно,  находилась не в лучшем техническом состоянии. На правом борту были заглушены три парогенератора, на левом – два. Ограничения по мощности. Холодильные машины в пароэжекторном режиме не работали, только в режиме водяного охлаждения. А за бортом +24 градуса! Корпус раскалился, в отсеках стояла страшная духота. Отдыхать в каютах  5-го  отсека было невозможно.

   Лодка проекта 670 шла на утилизацию и, естественно, находилась еще в более плачевном техническом состоянии. На ней постоянно падала защита, ГЭУ на ней одна, поэтому весь отряд стопорил ход и ждал ввода ГЭУ в строй.

   Командир, как и в любом походе, не покидал свой пост. Если под водой это ГКП лодки, то в надводном положении - это мостик.  Когда позволяла обстановка, урывками спал тут же на мостике у пеленгатора, постелив матрац на рыбины.

   Внизу, на ГКП, вахтенный командир бдительно предупреждал поднимающихся наверх для обсервации вахтенных штурманов: «На командира не наступите»!

    Как только вышли в нейтральные воды, в небе сразу появились «Орионы», установившие над отрядом постоянное дежурство. Когда подошли ближе к Японии, облет стала производить пара их  истребителей, а с левого борта в 12-ти кабельтовых в сопровождение встали 2 японских сторожевика.

    Командир, видя столь пристальное внимание супостата, принял решение не ронять достоинства флота и приказал заменить самодельный флаг ВМФ СССР на настоящий.

    К нашему стыду, так постоянно делается на всех кораблях действующего флота. Поскольку настоящий шерстяной флаг на ветру быстро обтрепывается, а новые должны выдаваться (но редко когда  выдаются) по нормам, придуманным «на Марсе», то при плавании в районах, где нет интенсивного судоходства, вывешивается самодельный флаг, сделанный из парусины, а то и вовсе из фанеры. На нем более или менее прилично рисуется символика флага ВМФ, но зато вот он-то служит именно тот срок, который указан в нормах снабжения!

   В нашем случае, поскольку шерстяного флага на борту не нашли, подняли парадный нейлоновый флаг, который имеет гораздо большие размеры и смотрится несравненно лучше!

   При появлении упомянутых выше японских сторожевиков,  командир приказал перестроить походный ордер: ПМ «Комсомолец Камчатки» стал прикрывать «К-530» с левого борта, а МБ «Толкач-2» - с правого. «К-530» шла с ракетами и это все, что мог сделать кап. 1 ранга Бондарчук в данной ситуации для повышения безопасности корабля.

      Несмотря на все эти трудности, поход завершился без происшествий. Ночью прибыли в бухту Павловского и где-то к обеду «К-530» ошвартовалась к 3-му пирсу правым бортом.

 

     По плану, на передачу корабля ремонтному экипажу отводилось 2 недели. Однако прошел месяц, а никакого движения в плане передачи не произошло.  Лодка по-прежнему стояла у пирса, экипаж развлекался, как мог.  Как могут отдыхать моряки, оторванные от дома,  понятно всем. Тем более что встретились со своим, теперь уже бывшим первым экипажем, который успел немного обжиться в поселке Тихоокеанский. Старший помощник командира, Стенькин Н.Е. всеми силами удерживал экипаж в рамках приличия: развод вахты, ежедневные большие приборки, … но, сколько же все это может продолжаться!

    Однажды, на настойчивые требования командира, было принято решение: лодку передавать ремонтному экипажу вместе с оружием прямо здесь, у пирса в бухте Павловского.

   Появились командиры БЧ ремонтного экипажа. Три дня экипаж травил вместе с ними анекдоты в курилке, а потом «бычки» пропали. Оказалось, у ремонтного экипажа нет допуска на обслуживание корабля с оружием.

Бухта Конюшкова.

      «К-530» перешла в бухту Конюшкова для выгрузки ракет. Выгружали месяц. Экипаж извелся,  на консервы никто не мог смотреть, а другой провизии на борту не было. Помощник командира начал частенько наведываться на остров Путятин на рыбоконсервный завод, менять консервы и «шило» на свежую рыбу и крабов.

         Наконец, ракеты выгрузили, но «добро» на переход не дали. Предложили загрузить макеты ракет и уже с ними перейти в Большой Камень, а там макеты передать для проведения ходовых испытаний на другую лодку. Командир понимая, что это займет еще недели две, очевидно не выдержал. Прибыл на лодку и объявил

  учебную тревогу для снятия со швартовых. Быстро снялись и под дизелями 4-х узловой скоростью пошли в Большой Камень.  

     Поздно вечером, где-то на половине пути, лодку догнал буксир  с каким-то должностным лицом и выразил «удивление» действиями командира, который фактически самовольно, без разрешения  и оповещения каких-либо  оперативных служб увел атомный ракетоносец!  «Должностное лицо» приказало повернуть назад. Но командир свое решение не изменил, а «лицу» передал, что дизельное топливо на исходе и на обратный путь его не хватит. Поступило предложение взять лодку на буксир. Так «К-530» снова оказалась в бухте Павловского у того же 3-го пирса, но уже левым бортом.

     Командира вызвали в штаб (некоторые утверждают, что в штаб ТОФ). Так ли это было или не так, что там произошло, дополнить или поправить нас может  сам  Василий Максимович, ныне капитан 1 ранга запаса, если сочтет нужным. Вернулся он на лодку из штаба через 2 дня.

Директор ФГУП  ДВЗ  «Звезда»      Долгов В.П.

   А еще через 2 дня корабль перешел из бухты Павловского в бухту Большой Камень на  ФГУП  ДВЗ «Звезда», где был передан приморскому ремонтному экипажу кап. 1 ранга Сперанского А.Н.

   Основной объем работ по ремонту РПКСН  на заводе был произведен в стапельном цехе, эллинга № 1.  В ремонте,  швартовых и ходовых испытаниях корабля участвовали  специалисты всех основных  цехов и отделов под руководством старшего строителя - ответсдатчика  Позднякова   

Cтарший строитель – ответсдатчик

Поздняков В. А.

Владимира Александровича, сдаточного механика Кулыгина Николая Ивановича, начальника испытательной партии Горбачева Леонида Владимировича. Руководил заводом в это время директор Долгов Вениамин Павлович.

ФГУП  ДВЗ «Звезда». Эллинги № 1 (слева) и № 2 (справа) с прилегающими к ним доккамерой и трансбардером с судоподъездом.

     Осенью 1990 года экипаж РПКСН «К-530» под командованием капитана 1 ранга Стенькина Н.Е. (бывший второй, а теперь - первый и, на данный момент, единственный экипаж "К-530") прибыл для приема отремонтированного корабля. Завод был заинтересован в  сдаче заказа до нового года,  спешил подписать акты.  Идя навстречу ему, экипаж начал ходовые испытания в конце декабря, однако весь объем работ до конца года выполнить все же не успели (отделочные работы, покраска внутри и снаружи, постройка и оборудование кают, комплектация и размещение ЗИП и т.п.).  По просьбе корабелов,  акт все подписали, как бы «в долг». 

   По этому акту корабль передан ТОФ 29 декабря 1990г.  Председателем государственной комиссии по приемке РПКСН «К-530» в состав флота был капитан 1 ранга Пухов.

Фактически корабль был готов в мае 1991г. Отдав швартовы, на глазах у руководства завода и корабелов, собравшихся на торжественный митинг,  лодка развернулась на выход из бухты и, как это принято на флоте, звуком тифона и сирены поблагодарила всех, кто принимал участие в ее ремонте. А затем, дав  самый полный ход обеими турбинами (180 об/мин), показала, что ремонт произведен качественно. Что и говорить, зрелище это всегда восхищает не только рабочих завода, но и бывалых подводников!

ФГУП  ДВЗ  «Звезда»

   В 1991 году РПКСН «К-530» в подводном положении вернулся на Камчатку и был включен в состав 25-ой ДиПЛ[1].

    По свидетельству офицеров, принимавших корабль после ремонта и служившим на нем в дальнейшем, «К-530» стал самым боеспособным кораблем соединения. Полностью укомплектованная всем необходимым, оснащенная многими модернизированными системами и механизмами  с РПКСН проекта 667БДР,  лодка действительно «заново родилась» и принимала самое активное участие в боевой подготовке соединения.

   25 мая 1995г. она снова была выведена из боевого состава 25-ой ДиПЛ и передана 26-ой ДиПЛ,  где оставалась в боевом составе до 1999г.

   

Отдадим же должное всем, кто сделал если не все возможное то, по крайней мере, очень многое чтобы в то нелегкое время наш корабль достойно прослужил Отечеству  последние свои годы и достойно ушел  на покой!

   Низкий поклон вам, корабелы завода «Звезда», экипаж кап. 1 ранга Сперанского А.Н.,  воепреды и члены государственной комиссии!

   Низкий поклон подводникам экипажа,  что 7 месяцев принимали и испытывали лодку после ремонта и несли на ней службу последующие годы! Спасибо, мужики! От всех нас, спасибо!

 

     Мы выражаем свою особую благодарность  начальнику отдела кадров ФГУП  ДВЗ «Звезда» Л.А. Деменовой, которая оказала нам неоценимую помощь в сборе информации по истории РПКСН «К-530»!

 

 

 

[1] В статье контр-адмирала Ю.В. Кириллова «2-ая Краснознаменная флотилия атомных подводных лодок», опубликованной в журнале «Тайфун» вып.48, весь период ремонта РПКСН «К-530», с 1988г. по 1991г., числится в составе 8-ой ДиПЛ 2 ФлПЛ ТОФ.  При этом заводской номер лодки указан 222 и командир капитан 1 ранга Сахаров Н.П.  Что это? Произошла ошибка и «К-530» перепутали с «К-417»  (ее заводской номер 222)?  Бала ли лодка переведена на период ремонта в 8 ДиПЛ  2 ФлПЛ или в 26 ДиПЛ 4 ФлПЛ?  Командовал ли  кораблем кап. 1 ранга Н.П. Сахаров?

    Пока ясно одно: из состава 25 ДиПЛ  «К-530» была исключена на период ремонта  и снова вошла в нее только в ноябре 2001г. На это указывает и контр - адмирал  Ю.В. Кириллов в своей статье и контр - адмирал  К.Г. Маклов в материалах, посвященных 30-летию 25-ой ДиПЛ  2 ФлПЛ («Боевой путь соединения»). Хотя, похоже, оба они использовали один источник информации - оба указывают командиром корабля в этот период С.Н. Беленова, но ведь брал корабль из ремонта экипаж под командованием Н.Е. Стенькина!.

 

                                   Капитан 1 ранга в отставке ГУБАРДИН М.Б.

                                   Капитан-лейтенант запаса МАРУХНЕНКО И. В.

 



Конец формы

 

    

Hosted by uCoz